АРХИТЕКТУРА ХРАМА >>>

   Архитектурный облик памятника сложился в два этапа, отразив довольно широкий спектр стилистических особенностей. Храм представляет характерное для Костромы середины XVIII в. сочетание барочных форм и допетровских приемов. Типологически он очень близок к несохранившейся костромской церкви Всех Святых (1756-1757 гг.) с высоким трехсветным четвериком, увенчанным пятиглавием. Трапезная и колокольня, а также апсиды выдержаны в стиле раннего классицизма, причем в архитектуре колокольни заметны и черты зрелого классицизма. Храм выстроен в 1751 г. на средства купца И.С. Аравина, трапезная и колокольня — в 1791 г. купцами братьями Дурыгиными. Очевидно, тогда же была заново сложена апсида (или переделаны ее фасады). Частичному изменению подверглись в конце XVIII в. и фасады четверика храма. Тамбуры перед южным и северным фасадами храма, а также боковые одноэтажные пристройки к колокольне относятся к советскому времени. Ограда с воротами сооружены во второй половине XIX в.
    Композиция кирпичной, оштукатуренной церкви построена по продольно-осевой схеме. Высокий трехскатный четверик храма завершен пятью главами с глухими цилиндрическими барабанами. С востока примыкает крупная, равная четверику по ширине апсида со скругленными углами, с запада — поперечно вытянутая трапезная. Скругленные апсиды боковых приделов частично заслоняют фасады храма. Над алтарями приделов поставлены глухие главы. Стройная трехъярусная колокольня увенчана шпилем. Фасады храма и трапезной отличаются скупым, лаконичным декором. Четверик на всю высоту объема обработан на углах огибающими лопатками. Окна — прямоугольные второго света и арочные третьего — обрамлены профилированными наличниками с лучковыми подвышениями. На восточном фасаде на уровне верхних окон помещены восьмиугольные ниши с живописными изображениями святых — это один из традиционных элементов в архитектуре памятника. Антаблемент четверика обогащен триглифами во фризе и мутулами в карнизе. Барабаны глав отличаются развитой барочной формой. Они усложнены выпуклыми ризалитами, завершены профилированным, сильно раскрепованным карнизом. Фасады трапезной и апсиды расчленены мелкими прямоугольными нишами, в которые заглублены окна с рамочными наличниками. Антаблемент имеет многообломный карниз.
    Более развитым и пластически богатым декором обладают фасады колокольни с арочными проемами во всех ярусах. Два нижних яруса оформлены двухколонными портиками с треугольными фронтонами. Трехчетвертные колонны — тосканские, но антаблемент с триглифным фризом характерен для римско-дорического ордера. Верхний ярус обработан тосканскими пилястрами и завершен дробно профилированным антаблементом с сухариками в карнизе. Круглые люкарны под венчающей главой оформлены фигурными обрамлениями. Высокое пространство четверика перекрыто сомкнутым сводом. С апсидой, перекрытой полулотковым сводом, храм связан тремя проходами, с трапезной — одним широким арочным проемом. Двустолпная трапезная перекрыта в средней части крестовыми сводами, в боковых помещениях (приделах) — полулотковыми сводами с распалубками. Стенное письмо в храме позднее, живопись масляная, неоднократно промывавшаяся и правленая, но сохранившая иконографию и орнаментальный декор авторского варианта середины XIX века. В четверике росписи сохранились лишь на простенках и над аркой западной стены. В простенках — фигуры в рост святых Екатерины и Параскевы, Варвары и Нины, над ними в круглых медальонах погрудные изображения евангелистов. На западной стене композиция “Вознесение Господне”. Своды трапезной по склонам расписаны на сюжеты двунадесятых праздников. Центры сводов отмечены крупными орнаментальными розетками, от которых по ребрам сводов идут живописные рамы, имитирующие лепной декор классицистического стиля. Угловые композиции внизу сводов заполнены крупномасштабными орнаментальными вставками из круто завивающихся листьев аканта, розеток и с головками херувимов в круглых медальонах. Орнамент в стиле гризайли имитирует лепной декор классического стиля.
    Пятиярусный иконостас четверика конца XIX века имеет классицистическую композицию с фронтоном, карнизами. “Тело” иконостаса выкрашено в зеленый цвет, накладная резьба и колонны позолочены. Современные иконостасу колонки установлены в двух верхних ярусах, ниже использованы витые барочные колонки иконостаса XVIII века, ему же принадлежали царские врата и кронштейны под колоннами. Детали накладной резьбы, плоско-рельефные, ажурные, современны “телу” и иконам, т.е. XIX в. Живопись икон — объемная, светлая, напоминающая олеографии. Центральная икона “Богоматерь Неопалимая купина” сохраняет иконописные приемы конца XVIII - начала XIX вв. (реставратор Г.Б. Губочкин). Храмовый образ “Иоанна Златоуста” (реставратор А.М. Малафеев) является редким образцом костромской иконописи конца XVII — начала XVIII вв. с ее любовью к декоративным, орнаментальным мотивам. По позему иконы написаны пышно цветущие побеги, близкие по стилю к орнаментальным гравюрам “Требника” Петра Могилы 1644 г. Иконостасы приделов — двухъярусные, с высокой горельефной резьбой картушей, консолей, колонн и царских врат. В навершии между картушами — диагональная трельяжная решетка. Все элементы декора характерны для барочных иконостасов второй половины XVIII в. В четверике и трапезной перед иконостасами установлены киоты с иконами. Резьба их, геометрическая, псевдорусского стиля, позолочена по полименту, вероятно, они все принадлежали другому храму и принесены в период массовых закрытий храмов, так же как иконы с цированными орнаментами на позолоте начала XX в.
Вдоль красной линии улицы установлена кирпичная ограда с металлической решеткой простого рисунка на цоколе, между столбами. Квадратные столбы обработаны вертикальными филенками и завершены вазонами. Ворота в средней части ограды образованы прямоугольными пилонами с арочными нишами. Пилоны увенчаны разорванными треугольными фронтонами.

Лит.: И. Беляев. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 19; ИАК. Вып. 31, СПб., 1909. С. 101; Б.И. Дунаев. Кострома в ее прошлом и настоящем по памятникам искусства. М., 1913. С. 57; В.Н. Иванов и М.В. Фехнер. Кострома. М., 1955. С.56. ГАКО, ф. Р-513 (Е.В. Кудряшов), оп. 1, д. 68, л. 1-5, 7.


Назад к списку